Дмитрий Кравчук

биография статьи фото контакты

Авторские права на сайтах со свободной публикацией

Статья для журнала «Автор»

Многие авторы наших серверов часто спрашивают: как зафиксировать свои авторские права при публикации произведения в сети? Что происходит с правовой точки зрения в момент публикации произведения в интернете? Существует ли право на имя, как защитить свой литературный псевдоним? Для ответа на эти и многие другие вопросы мы сделали специальный раздел с подробными разъяснениями, с которыми вы можете ознакомиться по адресу http://www.stihi.ru/pravo/. Консультативную помощь в его подготовке оказали наиболее известные юристы, специализирующиеся в области авторского права в интернете: Андрей Минков (создатель сайта Copyrighter.ru), Василий Терлецкий (создатель сайта Copyright.ru), Антон Серго (президент компании «Интернет и право») и Максим Черниговский (представляя газету «Коммерсант», выиграл в суде ряд дел по защите авторского права в интернете). И теперь для изучения вопроса всех авторов я отсылаю в этот раздел. А здесь попробую рассказать суть дела вкратце, а также поделиться некоторыми случаями из практики, которые не вошли в справочные тексты.

Как известно, с 1 января 2008 года авторское право регламентируется IV частью Гражданского кодекса РФ, а до этого определялось Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». В новом законе есть ряд отличий, но базовое право конечно же не изменилось. Как и раньше, авторское право наступает в силу написания произведения автором и не требуется какой-либо дополнительной фиксации. То есть если вы написали произведения, то сразу начинаете обладать всей полнотой авторских прав, причем даже не обязательно произведение публиковать, можете просто держать в столе или на жестком диске своего компьютера. Другое дело, что в случае нарушения авторских прав, все бремя доказательства ложится на автора. Вам придется доказать, что именно вы написали это произведение. Вот тут-то и пригодятся механизмы для фиксации приоритета. Возможно, кто-то из ваших знакомых видел, что вы написали его раньше, чем злоумышленник, или вы где-то успели его опубликовать.

Существует целый ряд способов для того, чтобы зафиксировать свой приоритет. Один из способов мы предоставляем на серверах Стихи.ру и Проза.ру, и кстати совершенно бесплатно. Мы выписываем свидетельство о публикации на каждое размещенное у нас произведение. Свидетельство выписывается в электронном виде и хранится у нас на сервере, а когда возникнет необходимость, то по запросу суда мы напечатаем его на фирменном бланке, поставим подписи руководителей сервера и печать. Эта бумага будет иметь статус свидетельских показаний: мы утверждаем, что в определенную дату на нашем сервере был опубликован текст, распечатка которого прилагается, а подписался под ним такой-то автор. Разумеется, прислушаться к этим свидетельским показаниям или нет – остается на усмотрение суда. Исход дела зависит от многих факторов. Например, вдруг ваш оппонент принесет бумажную книгу с более ранней датой, и судья поверит ему. Вообще решения наших судов, особенно в высокотехнологичной сфере, часто непредсказуемы, и как говорят опытные юристы, это «русская рулетка». Но все же наличие электронного свидетельства о публикации для защиты ваших авторских прав лучше, чем ничего.

Альтернативный способ – это депонирование рукописи у нотариуса. К нотариальным документам у судей доверия больше, но процедура существенно сложнее и дороже. Написав каждую рукопись, вам придется бегать к нотариусу, стоять в очереди и платить достаточно весомую сумму за каждую страницу. Более простой способ – упаковать рукопись в конверт и отправить ее самому себе по почте заказным письмом. Почта поставит штемпель с датой отправки и получения, а конверт вы распечатаете в суде, тем самым доказав, что на момент отправки письма эта рукопись была у вас на руках. Это на случай, если ваш оппонент опубликует рукопись позже. Опять же, принять такое доказательство или нет – останется на усмотрение суда, и этот способ возможно даже менее надежен, чем наши свидетельства о публикации. Зато его можно применить к тем произведениям, которые вы написали, но по каким-то причинам публиковать не желаете.

Также существует ряд организаций, оказывающих услуги по депонированию рукописей. Некоторые из них даже за хорошие деньги гравируют свидетельства о публикации на красивых металлических табличках. Как правило, все подобные услуги по депонированию платные и стоят весьма прилично, в среднем по 100 долларов за один авторский лист. А по своему статусу это те же самые свидетельства о публикации, что выписываем мы бесплатно. Но у этих компаний есть своя, хоть и весьма небольшая, доля рынка, возможно кому-то приятно повесить на стене металлическую табличку или красивую бумажку с признанием того, что он автор и написал произведение. Почему бы и нет, мы не против. Но сами из соображений экономии бумаги и защиты окружающей среды выписываем свидетельства в электронном виде, а печатаем только тогда, когда они действительно нужны.

Но суд – это самый крайний случай решения проблем с нарушением авторских прав, поскольку связан с большими затратами и длится достаточно долго, несколько лет. Как правило, если нарушение прав происходит в интернете, то решить эту проблему можно на уровне провайдера или администратора сервера, предоставившего услуги нарушителю. Но и в этом случае вам придется убедить администратора, что настоящий автор – именно вы. В этом может помочь публикация произведения на сервере, фиксирующем дату и первоначальную версию текста. К таким серверам относятся и наши – www.stihi.ru и www.proza.ru. Если же вы опубликуете рассказ на своей домашней страничке vasya-pupkin.narod.ru и напишете внизу дату публикации, кто вам поверит, вы ведь могли написать дату какую угодно. Или допустим, вы публикуете стихотворение в своем блоге в Живом Журнале. Но, как известно, записи в блоге можно редактировать, вы могли взять запись за какую-нибудь старую дату и вставить в нее недавно скопированное с чьей-то чужой странички стихотворение. На нашем сервере записи также можно редактировать, но внутри сохраняется первоначальный вариант, и в случае возникновения спора мы можем извлечь его и установить истину. Конечно, бумажная книга, вышедшая в крупном издательстве, в качестве доказательства авторского права выглядела бы убедительнее, но в интернете это работает хуже: как вы покажете книгу провайдеру нарушителя, особенно если он находится в другом городе или другой стране. Сканировать и присылать сканы? Сканы можно нарисовать любые. Или заставить его купить экземпляр в интернет-магазине, чтобы убедить в своей правоте? Вряд ли он на это согласится. Так что в интернете нужно действовать по законам сети: приведите ссылки на публикацию на тех ресурсах, которые не являются вашей домашней страничкой и могут за вас хоть сколько-нибудь авторитетно поручиться.

Достаточно часто обращения по поводу нарушения авторских прав приходят и к нам – в тех случаях, когда нарушители публикуют перепечатку чужих текстов на нашем сервере. Мы просим истца предоставить доказательства своего приоритета, и если они убедительны, снимаем перепечатку. Точно также действуют и многие другие ресурсы, блогхостинги.

Как же все-таки защитить свои авторские права, размещая произведения в интернете? Прежде всего давайте читателям понять, что вы – автор произведения, акцентируйте внимание на своем авторстве, ставьте символ копирайта и указывайте условия перепечатки: если вы против, так и пишите – «перепечатка без разрешения автора запрещена»; если не против, то напишите, что можно перепечатывать, но с обязательным указанием авторства. К сожалению, существуют люди, которые не знают законодательства об авторском праве и полагают, будто в интернете все общее, что понравилось – взял и поместил на свою страничку. Какую-нибудь красивую картинку или забавный стишок. Возможно, они это делают не со зла, просто не осознают, что это пиратство. Это тот самый правовой нигилизм, как выражается наш президент. Из-за таких людей некоторые весьма серьезные авторы из «предыдущей эпохи», не слишком разбирающиеся в интернете, вообще боятся с ним связываться, думают, что все, что попадает в сеть, тут же становится достоянием пиратов. Разумеется, это не всегда так. Если автор разместил большой роман на литературном сайте с указанием копирайта, то все будут понимать, что копирование незаконно. Если же автор рассказал смешную историю на Анекдот.ру и она стала хитом, то все шансы расползтись по сотням других юмористических ресурсов за несколько часов. Но некоторые авторы, например Леонид Каганов, наоборот сделали на этом свою популярность и теперь успешно издают книги.

Похожий случай недавно произошел с одним из авторов Прозы.ру. Он написал очень удачную миниатюру, которую через некоторое время блоггеры растащили по своим дневникам. Затем одна телекомпания взяла ее за основу сценария и сняла по ней фильм, который показали по телевизору. Фильм попал в интернет, и однажды на него наткнулся наш автор. Не найдя себя в титрах, он стал выяснять у телекомпании, в чем дело. Режисер объяснил просто: «я нашел сюжет в интернете». А то, что в сети у всех произведений есть авторы и у них тоже права, ему как-то в голову не приходило. Теперь у автора есть все шансы выиграть суд у телекомпании. Но скорее всего дело закончится мировым соглашением, ведь для компании проще переделать титры, указать его в качестве автора сценария и заплатить отступные, чем проиграть суд и заработать в прессе репутацию пирата. Вопрос только в сумме отступных.

Еще одна интересная тема – это право на имя. Некоторые авторы ошибочно полагают, будто если они придумали для себя какой-то уникальный псевдоним, то никто другой им пользоваться не имеет права. Например, был тут у нас недавно забавный случай, к нам обращался продюсер рок-исполнителя «Дельфин» с претензиями вроде: «а почему у вас на Стихах.ру есть автор Дельфин, мы у вас не публиковались; все знают, кто такой Дельфин, и стихи у него совершенно другие». Иногда авторы полагают, будто никто другой не может подписываться их настоящим именем. Но сколько в России может быть, например, Александров Ивановых? Даже Толстых было ни один и ни два.

На самом деле в законодательстве подобных ограничений по использованию имен нет. В статье 1265 Гражданского кодекса РФ есть понятие права автора на имя, но понимается под этим нечто другое: «право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно». При этом право на имя не отчуждаемо, то есть если вы продали произведение, то все равно в качестве автора всегда будете указаны вы и никто другой, поскольку написали его именно вы. Если в двух словах, то понятие «право на имя» заключается в этом.

В коммерческой литературе и шоу-бизнесе для защиты раскрученного имени регистрируют товарный знак. Например, писательнице Марине Александровой принадлежат широко известные товарные знаки «Александра Маринина» и «Настя Каменская». В соответствии с законом, никто другой не имеет право продавать книги или извлекать иную коммерческую выгоду, пользуясь этими именами, иначе гражданка Марина Александрова может подать в суд и взыскать эту незаконно полученную выгоду плюс компенсацию. Но если где-то существует другая Александра Маринина, у которой это имя по паспорту, она, конечно же, может заниматься литературным творчеством под своим именем и выкладывать тексты в интернете. Но вот извлекать из этого коммерческую выгоду и продавать книги – нет. Для этого ей придется использовать псевдоним, например взять себе Марина Маринина, который она может тоже зарегистрировать в качестве товарного знака, а может и не регистрировать. Таким образом можно закрепить за собой право на использование имени в книжном бизнесе, но это не имеет прямого отношения к литературному творчеству. Процедура регистрации товарного знака достаточно дорогая и длится около года, поэтому занимаются этим только авторы, зарабатывающие своим творчеством на хлеб.

В какие взаимоотношения с правовой точки зрения вступает автор с интернет-сайтами, на которых публикуются его произведения? В отличие от бумажных публикаций, где автор как правило продает издателю исключительные или неисключительные авторские права, в сети он никаких прав не передает. Захотел – разместил произведение, захотел – убрал. Серверы со свободной публикацией, блогхостинги и провайдеры всего лишь предоставляют технические услуги для публикации произведений, а издателем автор является для себя сам. Полная свобода. Единственное, о чем нужно помнить – это поисковики, которые индексируют страницы и запоминают их содержимое, даже если страница была удалена. И если в бумажной печати можно уничтожить весь тираж, то удалить текст сразу из всех поисковиков, находящихся в разных странах и под разной юрисдикцией, невозможно. Так что в этом плане поговорка «что написано пером» действует в интернете совершенно неотвратимо.

Кстати, если придираться к словам, то с точки зрения законодательства все, что размещено в сети, публикацией не является. В статье 1268 Гражданского кодекса РФ публикация определена следующим образом: «опубликованием является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения». Ключевое слово – «в материальной форме», электронная форма текстов в интернете к материальной форме не относится. В нашем случае действует другое правомочие. Как сказано в той же статье 1268: «автору принадлежит право на обнародование своего произведения […] путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом». Как раз сообщение по кабелю в этом списке и есть та самая фраза, которой законодатели определили путь произведения от сервера к читателю в сети интернет.

Поэтому с юридической точки зрения правильнее говорить «обнародование произведения путем сообщения по кабелю» вместо «публикация» в отношении интернета. Именно такая фраза записывается в авторские договоры. Если в договоре с издателем вы передали все права на публикацию произведения, но не указали «сообщение по кабелю», то это означает, что право на размещение текста в интернете осталось за вами, а издатель этого делать не может. Именно такой казус произошел со всеми авторами журнала «Вокруг света», в то время, когда я в нем работал. Со всеми авторами бумажного журнала когда-то давно был заключен договор только на публикацию их статей. И когда мы захотели разместить статьи из архива журнала в интернете, вдруг оказалось, что прав на это нет. И пришлось в срочном порядке со всеми авторами подписывать новые договоры. Но в обычной речи мы употребляем в отношении интернета слово «публикация», подразумевая под ним «обнародование». Это совершенно естественно, но при подписании договоров нужно быть внимательнее.

Кстати, одним из отличий нового законодательства об авторском праве, вступившего в силу с 1 января 2008 года, является требование заключения всех авторских договоров в письменной форме (за исключение случаев периодических печатных изданий, к которым интернет, понятно, не относится). Это означает, что если кто-то использует ваше произведение и у него нет бумажки с вашей подписью, то это – пират. За исключением тех случаев, когда вы сами опубликовали произведение в интернете, но только на тех сайтах, где вы его опубликовали.