Дмитрий Кравчук

биография статьи фото контакты

«Каждый автор имеет право на своего читателя»

Интервью для журнала «Литературный клуб»

Как возникла идея порталов Стихи.ру и Проза.ру?

В конце 90-х я закончил Московский физико-технический институт (МФТИ) и начал работать программистом в Российском НИИ Развития Общественных Сетей. В те годы Интернет был совсем небольшим, никто не слышал про «социальные сети», «сайты знакомств», и даже форумы были редкостью. У людей, которые сами занимались веб-разработками, были «домашние странички», где они размещали свои фотографии и гостевые книги. Круг этих людей был достаточно узок: для того, чтобы сделать такую страничку, нужно было знать специальный язык разметки документов HTML. Как правило, это были верстальщики и программисты, людей из мира литературы среди них было мало. Затем у Яндекса появился ресурс narod.ru, где каждый желающий уже мог создать свою домашнюю страничку, не будучи специалистом в программировании. В это же время в Штатах появился «Живой Журнал». Так началась эпоха пользовательского контента в интернете.

Я занимался в то время разработкой веб-интерфейсов, и возникла идея создать сервис, через который авторы могли бы публиковать свои литературные произведения. Почему именно литературные? У меня были друзья, которые писали стихи, и я видел, что в так называемую «профессиональную» литературу молодому автору пробиться невозможно. Старые советские механизмы литературного отбора уже разрушились, и бурным цветом расцветала коммерческая литература, зачастую очень низкого качества, пригодная разве что для торговли в электричках. В Интернете в те времена было не так много пользователей, и присутствовала некая романтика, всё было свободно и бесплатно. Поэтому в качестве альтернативы «литературы для электричек» мне было интересно сделать сервис для бесплатной публикации произведений самими авторами. Поскольку литература глобально делится на две формы, я зарегистрировал два доменных имени: stihi.ru и proza.ru. Так весной 2000 года появились сайты-близнецы: Стихи.ру и Проза.ру.

С тех пор ваши порталы выросли до внушительных размеров. В чем секрет успеха?

Отчасти успех определяется легким и запоминающимся именем домена. В те годы многие хорошие домены были еще свободными. Но это только часть дела. Безусловно, главным ноу-хау была возможность обсуждения опубликованных произведений: автор получал рецензии и отзывы, и таким образом сразу мог узнать, что думают о его творчестве читатели. В отличие от бумажной литературы, где автор практически не имеет обратной связи с читателем.

Посещаемость проектов, которые интересны пользователям, растет очень быстро: в геометрической прогрессии. Довольные пользователи рассказывают о сайте своим друзьям, те присоединяются и рассказывают своим, и так далее, пока не будет задействована вся потенциальная аудитория. Первые несколько лет мы росли десятикратно каждый год: сначала было сто авторов, потом тысяча, потом десять тысяч, сто тысяч. Затем, когда уже практически все так или иначе узнали про Стихи.ру и Прозу.ру, наш рост стал составлять несколько процентов в год. На текущий момент суммарная аудитория порталов составляет пятьсот тысяч человек. Сегодня в России 71 миллион человек пользуется Интернетом. Таким образом авторы наших порталов составляют чуть меньше одного процента от всего населения России. Это реальное количество людей, которые пишут стихи или прозу – творческая интеллигенция.

Наверное, возникали какие-нибудь проблемы, связанные с таким быстрым ростом? Ведь чем больше сообщество, тем сложнее им управлять?

Поскольку мы были одним из первых ресурсов с большим количеством пользователей, за время роста мы столкнулись со всеми проблемами, которые могли встретиться на этом пути. В самом начале, когда число авторов составляло несколько сотен, было ощущение домашнего круга, где все друг друга ценили и уважали. Не нужно было никаких модераторов, а рецензии и отзывы были самыми теплыми, полезными и конструктивными. Некоторые старожилы портала еще вспоминают то время. Но с увеличением числа пользователей ощущение эйфории и всеобщей идиллии постепенно стало проходить. Между отдельными людьми возникали ссоры, переходящие в скандалы, в них вовлекалось много участников. Иногда меня спрашивают, почему на Стихах и Прозе нет форумов. В те годы существовал форум, который назывался «Общие вопросы». Поскольку он был основным «тусовочным» местом, то все скандалы происходили там. Некоторые авторы поняли, что для того, чтобы быстро и дешево заработать популярность, достаточно лишь быть активным участником всех скандалов. Возможно, они брали пример с Владимира Вольфовича Жириновского с его головокружительной политической карьерой, или с эстрадных звезд, таким образом напоминавшим публике о себе. А может быть, это свойство литературного сообщества, как описал его Булгаков в «Мастере и Маргарите». Но факт оставался фактом: общий форум стал местом регулярных скандалов, и конструктивно настроенные авторы постепенно стали от этого уставать. Когда форум был закрыт, атмосфера стала намного чище и спокойнее.

Затем пришлось ввести профессию модератора портала. Это очень ответственная функция. Иногда со стороны кажется, что вроде бы здесь нет ничего сложного: всего лишь удалять записи с плохими словами. На самом деле модератору нужно разобраться во всех конфликтах и принять правильное решение, что зачастую непросто. Его воспринимают как арбитра, судью, и ожидают высшей справедливости. Не скрою, поначалу были ошибки, связанные с политикой модерации. Однажды даже был «бунт авторов», выражавших свое недовольство принятием новых правил, и модератор блокировал всех, кто высказывал критику в адрес администрации. Конечно, это было неправильно. С тех пор прошло много времени, и сейчас у нас совсем другая политика: допустима любая критика, будь то в адрес администрации или руководства страны, а модерация осуществляется строго на основании внутреннего свода законов, именуемого «правилами сайта». Никакой самосуд со стороны модераторов не допускается, а на блокировку авторов наложен мораторий. Это происходит только в исключительных случаях и только в отношении клоновых страниц, созданных в целях хулиганства.

Сегодня в литературе все разрешено: часто в книгах можно встретить нецензурную лексику. Говорят, что это все идет из интернета. Правда ли это?

Это отдельная проблема – культурно-языковой барьер между авторами. К примеру, в некоторых субкультурах принято общаться между собой с помощью ненормативной лексики. Авторы принесли эту привычку с собой в Интернет: публиковали рецензии с обилием нецензурных слов, не предполагая при этом кого-то обидеть. Просто они так привыкли выражаться. По нынешним временам в Интернете это вроде бы считается нормой и часто встречается в современной художественной литературе. А другие выросли в культурной среде, которая полностью исключала использование ненормативной лексики, для них это выглядит дикостью. Третьи приводит аргумент: «Нас читают дети, вдруг они это увидят».

По этому вопросу нет универсального решения и до сих пор. С одной стороны, мы не можем запретить использование ненормативной лексики в литературных произведениях. Это было бы чем-то вроде цензуры или вмешательства в творческий процесс. С другой стороны, мы стараемся не допускать такую лексику в рецензиях и отзывах, особенно если она употребляется в оскорбительном контексте. Но если в произведении она используется, а в рецензии автор ее цитирует и никого не желает оскорбить, то получается его не за что модерировать.

А как быть в отношении детей, которые тоже могут выходить в интернет?

Что касается «детского» и «недетского» контента, то существуют идеи соответствующей маркировки, примерно как на видеофильмах «только для взрослых». Эти идеи обсуждаются на уровне Госдумы и Совета Федерации, я время от времени принимаю в них участие. Главным идеологом борьбы за чистоту Интернета сейчас выступает Людмила Борисовна Нарусова – мама Ксении Собчак, первый заместитель председателя комитета по информационной политике Совета Федерации РФ. Вполне возможно, через некоторое время авторы будут обязаны маркировать свои произведения, предназначены они для детей или нет, а также введут гражданскую или уголовную ответственность за неправильную маркировку.

Вам удалось подсчитать, сколько всего произведений опубликовано на ваших литературных порталах?

Произведений действительно очень много: на текущий момент на порталах Стихи.ру и Проза.ру в общей сумме их больше пятнадцати миллионов. Каждый день на Стихах.ру публикуется более десяти тысяч новых стихов, а на Прозе.ру - более тысячи новых рассказов и повестей. На порталах в общей сумме зарегистрировано более 500 тысяч авторов.

Такое количество вряд ли под силу кому-нибудь прочитать. Как в них ориентироваться? Можно как-то проводить отбор лучших произведений?

Понятие «лучших произведений» неприменимо к литературе, поскольку все оценки базируются на личном вкусе оценивающего и субъективны. Каждый автор хотел бы, чтобы читатель пришел именно к нему. Ведь основным стимулом творчества являются читатели. Автор хочет высказать свою позицию миру и быть услышанным.

Мы пытаемся найти несколько подходов к решению вопроса, как обеспечить каждого автора читателями. Во-первых, все зависит от деятельности самого автора. Те, кто занимают активную жизненную позицию, пишут много рецензий и комментируют других, становятся интересны, их произведения приходят почитать. Также есть возможность воспользоваться рекламными услугами и разместить свои произведения на главной странице. Причем заплатить можно не только деньгами (которые направляются на развития ресурса), но и призовыми баллами, получаемыми за проявления активности.

Второй подход к обеспечению авторов читателями - это формирование внутри портала многих «центров притяжения», клубов по интересам, где собираются люди с похожими вкусами и сходным уровнем литературного мастерства, вследствие чего они интересны друг другу. Каждый автор может занести в список избранных тех, чье творчество ему близко и он хотел бы получать их новые произведения.

А что с авторскими правами, как они регулируются?

Все права на произведения, размещенные на Стихах.ру и Прозе.ру, принадлежат авторам. Поскольку авторы сами публикуют произведения, они самостоятельно осуществляют свои правомочия и никому их не передают. Важно понимать, что после публикации эти права никак не ограничены: при желании их можно продать какому-либо издательству. Иногда издательство после печати книги просит автора изъять произведение из Интернета, чтобы книга лучше продавалась. Наиболее продвинутые издательства наоборот этого не требуют, понимая, что чем известнее автор в Интернете, тем лучше будут продаваться книги.

Публикация на сервере Стихи.ру или Проза.ру помогает защитить авторские права?

В Гражданском кодексе РФ сказано: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». При публикации произведения появляется электронный экземпляр произведения, на котором указано имя автора. Тогда можно будет доказать, что в определенный момент времени произведение уже существовало, и его автором считался конкретный человек. Мы выписываем на каждое размещенное у нас произведение свидетельства о публикации, в которых заверяем этот факт.

Несколько лет назад у порталов Стихи.ру и Проза.ру появилось свое издательство «Авторская книга». Расскажите о нем.

К нам регулярно поступали предложения от авторов: почему бы не издавать свой собственный альманах? Идея созревала долго, пока не появились люди, способные организовать это на должном уровне качества. Ведь не секрет, что существует много дешевых альманахов, которые печатаются на ризографе, с ошибками и их стыдно кому-то показать. Стихи.ру и Проза.ру как национальные литературные порталы должны держать определенную планку. Без ложной скромности скажу, что наши альманахи по своему уровню исполнения получились лучше многих книг, выпускаемых крупными издательствами. По крайней мере, так говорят товароведы в книжных магазинах.

И самое главное – в наших альманахах применяется тот же самый демократический принцип порталов Стихи.ру и Проза.ру: публикация в них доступна каждому автору, в отличие от других бумажных журналов, где нужно посылать свое произведение в редакцию, которая «рукописи не возвращает и не рецензирует». Мы не отсеиваем произведения по художественным или идеологическим соображениям, а любые оценки уровня мастерства на самом деле субъективны. Каждый автор может рассчитывать на публикацию. Издание в печатном виде не бесплатно, поскольку услуги типографии и корректора стоят денег. Мы выполняем обязательную корректуру всех текстов, чтобы исключить ошибки и обеспечить качество издаваемых книг.

Если автор готов издать индивидуальную книгу, мы тоже оказываем ему такую услугу на основании принципов свободы творчества и равенства возможностей. Книга поступает в магазины, и ее дальнейшая судьба будет зависеть от творческого потенциала автора. Кто-то сможет стать популярным и получить путевку в «большую литературу». Некоторые книги, наоборот, предназначены для определенной целевой аудитории и не могут стать массовыми, да и автор изначально к этому не стремится.

Насчет путевки в «большую литературу»… В этом году вручаются премии «Поэт года» и «Писатель года». В чем заключается их главная задача и отличие от других премий?

Главная задача новых премий «Поэт года» и «Писатель года» – сформировать тот самый механизм отбора, который из демократичной литературной среды смог бы выбирать наиболее талантливых и перспективных авторов, которые со временем станут известными поэтами и писателями.

В отличие от свободной публикации в Интернете и обычных альманахов, к участию в премии приглашаются не все. Предварительным отбором и номинацией авторов занимался специальный редакционный совет. Затем мы издали произведения всех номинантов в виде специальных альманахов. В отличие от других премий, где членам жюри приходится читать рукописи, мы выполняли обязательную корректуру и верстку текстов и предоставляли жюри уже готовые книги. Это было сделано не только ради удобства членов жюри, но и прежде всего для того, чтобы все номинанты оказались в равных условиях. Все произведения приведены к единому издательскому стандарту оформления.

Чтобы сделать оценку наиболее объективной, мы пригласили в жюри много известных людей, пользующихся авторитетом в обществе. Это не только поэты и писатели, но и деятели культуры в других направлениях творчества, поскольку наша задача – найти такого автора, чьи произведения интересны широкому кругу российской интеллигенции, а не только в профессиональной литературной среде.

Победитель, которого определяет жюри по суммам оценок, получает право бесплатного издания книги, все средства от реализации которой направляются ему. Ну и, конечно, прежде всего автор получает некоторую долю общественного внимания и признания. В общем, всё, что необходимо для старта в «литературу больших тиражей». Конечно, сразу большой тираж не печатается: по мере реализации в случае их успеха с разрешения автора всегда можно допечатать необходимое количество.

Чем еще, помимо премий, занимается команда сайтов Стихи.ру и Проза.ру?

У нас много планов в отношении технического развития ресурсов - сделать их более удобными и современными, предоставить авторам новые возможности. Также много планов в отношении выхода в оффлайн. Мы регистрируем общественную организацию, которая будет защищать интересы наших авторов. Регулярно проходят литературные мероприятия: три раза в неделю авторы собираются в гостиных и читают свои стихи. Планируется организация новых конкурсов. Например, достигнута договоренность с Российским Императорским Домом о проведении конкурса «Наследие», посвященного празднованию 400-летия Дома Романовых.

Что бы вы хотели пожелать авторам литературных порталов?

Я желаю всем авторам творческих успехов, которые могут выражаться победами в различных конкурсах и премиях. Но победителями становятся всего несколько человек, и к наградам нужно относиться философски, это всего лишь игра. А главное заключается в том, что все мы являемся участниками большого литературного процесса, создаем новую модель современной литературы. В ней каждый автор представляет самостоятельную ценность, и каждый автор имеет право на своего читателя. Я желаю всем авторам благодарных, вдумчивых и внимательных читателей.