Дмитрий Кравчук

биография статьи фото контакты

«Каждый поэт пишет прежде всего для того, чтобы быть услышанным»

Интервью для журнала «Профиль»

Когда и как к вам пришла идея создать портал, где все желающие могут выкладывать свои стихи?

Портал Стихи.ру появился в начале 2000 года, Проза.ру несколько месяцев спустя. Это было время, когда еще никто не слышал про такие вещи, как «Веб 2.0» и социальные сети. Живой журнал только-только в это время начал приходить в Россию, был еще не переведен с английского языка. Публиковать что-либо в интернете могли только люди, обладающие специальными знаниями, и способные самостоятельно верстать веб-страницы. Как правило, они создавали себе «домашние странички», где были какие-нибудь тексты и обязательно «гостевая книга», в которой читатели оставляли свои записи. Среди этих людей были и поэты, но пересечение этой аудитории с гуманитариями, которые пишут действительно хорошие стихи, было ничтожно мало. В связи с этим и возникла идея создания сайта, где любой желающий смог бы за несколько минут зарегистрироваться и опубликовать свои произведения, не обладая техническими знаниями. Тогда эта идея была достаточно прогрессивной, социальные сети появились лишь несколько лет спустя. А когда поэтов набралось достаточное количество, сначала тысяча, потом десять тысяч (на текущий момент число зарегистрированных авторов приближается к 500 тысячам), авторам стало интересно публиковать произведения для таких же, как они, чтобы получить оценку своего творчества и признание среди людей, разделяющих их интересы.

Как вы относитесь к тому, что молодые поэты часто пишут стихи ни о чем, не по правилам стихосложения, и стихи получаются так себе?

Конечно, уровень стихов очень разный, и не только у молодых поэтов. Но с этим ничего не поделаешь – талантливыми может быть лишь небольшой процент людей. Главное, что для тех авторов, которые хотели бы развивать свои способности, очень важно иметь площадку, где их понимают, могут что-то подсказать, где есть быстрая и прямая обратная связь с читателями. Стихи.ру предоставляет такую возможность. Читатели сразу могут высказать все, что думают о только что опубликованном произведении, и автор может учесть это в следующей редакции. Кроме того, портал предоставляет каждому автору благодарную аудиторию, интересующуюся поэзией, ведь каждый поэт пишет прежде всего для того, чтобы быть услышанным, найти таких читателей, которые по достоинству оценят его творчество.

По вашему мнению, стихи может (должен?) писать каждый желающий, или это искусство не для всех?

Конечно, писать стихи имеет право каждый желающий, и этого права ни у кого не отнять, как бы ни старались консерваторы, не приветствующие быстрое развитие интернета, а вместе с ним новых прав и свобод наших граждан. Другое дело, действительно есть литература любительская и профессиональная. Между ними не всегда есть четкая граница, авторы из любительской категории могут становится профессионалами – собственно, именно оттуда они и берутся. Поэт должен любить писать стихи, научиться этому искусству, плюс иметь некоторую долю таланта. И если мы сможем дать литературе хотя бы несколько новых ярких и талантливых поэтов – это очень хороший результат.

Кому вы симпатизируете из современных поэтов? Среди них есть те, кто публикуется на Стихах.ру? Вам лично нравится то, что выводится  в топ на главную страницу Стихов.ру?

На главной странице есть несколько различных разделов, например авторские анонсы, где все желающие могут разместить ссылки на свои произведения. Одновременно с этим есть разделы, где размещаются только произведения, отобранные экспертами. В настоящее время проводится конкурс на соискание литературной премии «Народный поэт», в результате голосования читателей был определен список полуфиналистов – 100 поэтов. Среди них есть очень сильные авторы, за творчество которых не стыдно. В том числе и люди, признанные в профессиональной литературной среде. А что касается лично меня, то для сохранения равенства возможностей для всех авторов я стараюсь не выражать личных симпатий, по крайней мере публично.

Как вы относитесь к тому, что некоторые пользуются так называемыми программами-помощниками поэта?

Некоторое время назад действительно работала такая программа, которая помогала сочинять стихи. Она находила к первым двум строкам следующие две до четверостишья, подходящие по рифме и размеру. Конечно, смысла в них не было, но от этого было еще интереснее, поскольку читатели могли находить какие-то свои смыслы в случайных компьютерных строках, иногда даже второй и третий смысл. Конечно, к этой программе можно было относиться только как к развлечению, такой своеобразный аттракцион эпохи постмодернизма в литературе. Некоторое время назад программа «Помощник поэта» была закрыта, поскольку для составления случайных стихов она использовала строки из произведений других авторов, что расценивалось некоторыми из них как нарушение авторских прав на отдельные удачные образы. Ну а программу, которая составляла бы стихи полностью самостоятельно, пока не придумали.

Реально ли сейчас получить прибыль, издав поэтический сборник, – если не автору, то хотя бы издательству? (вопрос не про Пушкина с Бродским)

Вряд ли уместно говорить о прибыли, по крайней мере в том размере, в котором она была бы интересна предпринимателям. Дело в том, что спрос на поэзию в книжных магазинах сейчас очень низкий. За год может быть продано всего несколько десятков книг даже у весьма талантливых авторов. Поэтому коммерческие издательства современной поэзией практически не занимаются. Но сборник произведений издать можно, обычно это делают сами авторы за свой счет. У нас есть свое небольшое издательство, которое им в этом помогает. Современные технологии цифровой печати позволяют печатать микротиражи от нескольких десятков экземпляров, и стоимость их издания по карману каждому человеку. Мы помогаем подготовить книгу, напечатать и разместить ее в книжных магазинах. С учетом того, что каждый магазин, зная свои объемы продаж, берет всего по две-три книжки, достаточно напечатать для первого раза 50 экземпляров. Конечно, это не книжный бизнес при таких объемах. Мотивы, которые двигают авторами – сделать твердую копию своих произведений (которые, как правило, все уже опубликованы и прочитаны в интернете), подарить друзьям, дать возможность поклонникам творчества из других городов заказать книгу любимого поэта, чтобы поставить на полку.

Как вы относитесь к тому, что Стихи.ру и Проза.ру - это площадки, на которых издательства находят себе анонимных "литературных рабов"? Как вам кажется, какая репутация сложилась у портала Стихи.ру из-за того, что там хорошие стихи, наверное, найти труднее, чем плохие?

Насчет «литературного рабства» или «литературных негров», как их еще называют – скорее, эта ситуация характерна для прозы, где есть спрос на написание популярной литературы. Для поэзии это совсем не характерно, авторский стиль стихосложения очень трудно подделать. Если издательства находят авторов и предлагают им работу, наверное, в этом нет ничего плохого. Дело каждого автора – соглашаться или не соглашаться, никто никого не принуждает. А что касается хорошей поэзии – на Стихах.ру к настоящему моменту опубликовано 19 миллионов произведений. Понятно, что все из них не могут быть хорошими. Да и вообще это дело вкуса. Есть стихи сильные, написанные в соответствии с правилами стихосложения, оцененные людьми, которые в этом разбираются. Мы стараемся найти такие произведения, для этого проводится конкурс премии «Народный поэт», здесь можно говорить о профессиональной оценке. А есть стихи, написанные обычными людьми, может быть, без глубоких знаний основ стихосложения, но и они находят свою аудиторию из таких же обычных людей, находящихся в той же самой культурной среде. В отношении них можно говорить только о вкусовых оценках. Как правило, все стихи находят своих читателей, круг которых совершенно различен. Поэтому мы формулируем нашу миссию следующим образом: предоставить каждому автору возможность найти своего читателя.