Дмитрий Кравчук

биография статьи фото контакты

«Со временем значительная часть литературы перейдет в электронную форму»

Интервью для «Российской газеты»

Кто ваши авторы – по возрасту, соц. положению, профессии?

Авторы литературных порталов Стихи.ру и Проза.ру – это самые обычные люди, которые могут принадлежать к различным профессиям. Причем это не только «творческая интеллигенция», но и все остальные. Наша страна богата на таланты, и многие увлекаются поэзией. Некоторые также и прозой. Мы посчитали соотношение нашей аудитории и общей численности Рунета и пришли к выводу, что наши авторы составляют около 1% от населения страны. Если раньше все они писали «в стол», то с появлением интернета они могут выставить свои произведения на суд читателей.

Интернет хорош тем, что в отличие от оффлайна, где основной инструмент – социологические опросы, размер нашей аудитории можно измерить точно. Мы проводили исследование с помощью исследовательской компании, и выяснилось, что стихи пишут и читают в основном женщины (60% против 40% мужчин), а вот в отношении прозы статистика показывает 50 на 50. График возрастных групп довольно ровный, у нас представлены все возрастные группы примерно в тех же пропорциях, в которых они встречаются во всем Рунете. А общая статистика такова: на текущий момент на порталах Стихи.ру и Проза.ру в общей сумме зарегистрировано более 400 тысяч авторов, которые опубликовали 15 миллионов произведений. Ежедневно к нам заходит 100 тысяч читателей, появляется 10 тысяч новых стихов и более тысячи произведений в прозе. Стихи почему-то пишут больше.

Последние годы интернет прирастает в основном за счет людей старшего поколения, т.к. молодежь уже давно подключена. И у нас появляется много авторов за 60 с огромным багажом стихов, ранее нигде не публиковавшихся. Они всю жизнь работали совсем в другой сфере и занимались литературой в качестве хобби, и неожиданно с приходом новых технологий получили возможность реализовать себя творчески. Конечно, необходимо признать, что большинство наших авторов не являются так называемыми «литературными профессионалами». Однако этот факт не делает их творчество менее интересным для читателей. Как раз наоборот, порой оно бывает более понятным и находит живой отклик у читателей, чем «литература для литературы», вещь в себе, создаваемая какими-нибудь авангардными авторами, чье творчество требует филологического и философского бэкграунда и понятно только их узкому кругу.

Безусловно, есть такая вещь как мастерство, но этому наши авторы довольно быстро обучаются, получая массу отзывов и рецензий. Вообще интернет делает этот процесс весьма интенсивным за счет той самой «обратной связи» с читателями, которую прежде писатели не имели. А теперь читатели могут прямо сказать, что именно им не нравится в произведении автора, и автор сразу же может внести все необходимые исправления.

Кто ваши читатели? Как, на ваш взгляд, они относятся к публикуемым произведениям – как к литературе или обычным откровениям пользователей?

Наши читатели – это в основном сами авторы. И вовсе не потому, что их творчество больше никому не интересно. Просто почти все люди, интересующиеся литературой, когда-либо делали попытки что-то самостоятельно написать. И они не могут устоять перед искушением выставить это на суд общественности, раз уж это сделать так просто, несколькими нажатиями кнопки. Я думаю, что каждому человеку есть что сказать этому миру: поделиться своим душевным опытом, какими-то вещами, которые он считает важными, передать свои знания другим людям. Именно «знания жизни», житейскую мудрость.

Некоторые «профессионалы от литературы» высказывают мнение, будто писать стихи или прозу должны иметь право только люди, специально обученные и зарабатывающие этим ремеслом. Я считаю такую позицию неправильной. Так и было до эпохи интернета, когда печатная литература физически не могла издать всех. Поэтому она отвергала большую часть «материала», и как правило, по идейным соображениям, прикрываясь при этом профессиональной оценкой художественного уровня. Но времена изменились. Если в 20 веке еще была профессия машинистки, то в 21 веке почти у каждого человека есть собственная клавиатура и он умеет на ней печатать. Революция в технологиях смогла превратить устное народное творчество в письменное. Да, в первую очередь литературу наших порталов следует классифицировать как народное творчество. Но по ценности оно ничуть не ниже, чем «профессиональная» или коммерческая литература. Ведь успешные писатели выходят из народа, говорят с народом и главной своей целью ставят понимание своего творчества как можно большим количеством людей. Я бы охарактеризовал то направление, в котором мы работаем, как новая народная литература эпохи культурно-технической революции.

В чем заключается задача редактора, когда речь идет об Интернет-литературе: существует ли отбор или цензура? насколько вы строги к своим авторам? Какие требования предъявляете к качеству текста?

Естественно, у нас никакой цензуры нет, автор публикует свое произведение и оно сразу же становится доступным для всех читателей. Мы пропагандируем отказ от отбора текстов по каким-либо художественным критериям, поскольку любые такие критерии субъективны. Только читатель, с нашей точки зрения, имеет право выносить суждение, понравилось ему произведение или нет. И он имеет возможность это делать в виде отзыва непосредственно под опубликованным произведением.

Единственное ограничение по отношению к публикуемым произведениям – это требования законодательства. Например, в нашей стране законодательно запрещены оскорбления, клевета, возбуждение ненависти к социальным группам, призывы к экстремистской деятельности и некоторые другие вещи. В случае, если на автора поступает жалоба, наши модераторы проверяют произведение, и если обнаруживают состав запрещенных деяний, то приостанавливают публикацию. На мой взгляд, те ограничения, которые установлены законодательством – единственные и достаточные, которые можно применять по отношению к культуре. Во всем остальном должна быть предоставлена полная свобода для творчества.

Что вы думаете о литературе в Интернете – это отдушина для тех, у кого нет денег и связей для издания настоящей книги? Попытка прославиться с наименьшими затратами? Хобби?

Бумажные книги мы тоже издаем, у нас есть небольшое издательство. Связей для этого теперь не нужно, это раньше этот вопрос регламентировался государством. Технологии цифровой печати позволяют издавать книги небольшими тиражами по весьма демократичным ценам, доступным каждому человеку. Поэтому желающие у нас издают свои книги, в этом нет никаких проблем. Мы отправляем их в книжные магазины.

Проблема в другом: тиражи, которые расходятся, стали очень маленькими. Например, не раскрученному автору нет никакого смысла печать больше 50, ну максимум 100 экземпляров. Каждый магазин берет по 2-3 книжки, ну максимум 5, если это крупный магазин. У нас не коммерческая литература. Даже в коммерческой литературе, где все бизнес-процессы поставлены правильно: автор пишет не то, что хочет, а ему диктует маркетолог, и даже псевдоним автора придумывает маркетолог, а затем производится реклама книги – все равно тиражи составляют тысячу-другую экземпляров. И только несколько «звезд», такие как Пелевин и Донцова, имеют стотысячные тиражи.

В то же время в интернете около сотни авторов портала Стихи.ру имеют суммарное количество читателей, превышающее сотню тысяч. Там гораздо проще найти читателей. Публикации производятся мгновенно – вчера написал, сегодня уже все прочитали. Плюс прямая связь с читателями, сразу видно, что они думают по поводу написанного. Поэтому такие возможности привлекают даже авторов, имеющих успех «на бумаге». Ежедневно на Стихи.ру и Прозу.ру заходит более 100 тысяч читателей, которые прочитывают в общей сумме 3 миллиона произведений в день. За год все наши читатели вместе взятые прочитывают более миллиарда произведений. Для сравнения, суммарный годовой тираж всех изданных книг и брошюр в нашей стране составляет только половину от этой цифры, и каждый год падает.

Известны примеры, когда авторы, начиная с публикаций в Сети, зарабатывали себе на этом имя и в «бумажной» литературе. Насколько, на ваш взгляд, это реально – прославиться как автор только за счет интереса читателей?

Примеры, когда наши авторы становились успешными «бумажными» писателями, безусловно, есть. Автор Прозы.ру Андрей Геласимов в 2009 году стал лауреатом премии «Национальный бестселлер, его книги издаются во многих крупных издательствах. Другой автор Прозы.ру Эльвира Вашкевич весьма успешно издается как писатель-фанатаст. Однако коммерческая литература – это все же другой мир по отношению к нам, в нем свои законы. Обычно авторы, занимающиеся коммерческой литературой, публикуют у нас другие вещи. Там они «на работе», а у нас – «дома», где их творчество по-настоящему свободно, более неформально, это прямой диалог с читателем.

Если автор имеет желание поработать писателем – он посылает свою рукопись в коммерческие издательства, и иногда его издают. Но это нужно далеко не всем. Многие четко обозначают, что занимаются литературным творчеством для себя, высказывая свою точку зрения, а не подстраиваясь под конъюнктуру рынка. Все сказанное касается только прозы. Поэзия к коммерческой литературе не относится, издатели считают, что на ней заработать нельзя.

Есть ли у вас свои «звезды» - в масштабах серверов Проза.ру и Стихи.ру?

Безусловно, у нас есть как свои звезды, известные в основном нашей аудитории, так и «звезды» более крупного масштаба. Например, номинант на нобелевскую премию по литературе Константин Кедров. Также у нас публиковал стихи Андрей Вознесенский. Но его стихи подвергались точно таким же прямым оценкам в отзывах читателей, как и все остальные, невзирая на лица. Интернет не особенно жалует различие социальных статусов и регалии. У нас как в демократическом обществе – уважение положено каждому, но у всех равные права.

Как менялись ваши порталы со временем – становились ли более требовательными к качеству произведений? Меняются ли авторы: пишут больше, лучше?

Качество произведений – вещь весьма субъективная, и совершенно непонятно, как его измерить. Мы считаем, что все произведения имеют некую абсолютную ценность, поскольку автор вкладывает в них свою душу. А далее уже каждый читатель может судить «понравилось» - «не понравилось», о техническом мастерстве автора и художественном уровне, но это будет его личное мнение. Единственный объективный показатель – в среднем каждый читатель в сутки прочитывает у нас около 20 стихов на Стихах.ру, и порядка 10 произведений на Прозе.ру. Если бы им не нравилось – они бы этого не делали.

Авторы, конечно же, по прошествии времени начинают писать больше и лучше. Они ведь тоже обучаются, читают произведения других, слушают мнение читателей.

Способна ли, на ваш взгляд, Интернет-литература подарить миру новых классиков?

Кто такие классики? Это те несколько десятков авторов, которых государство включило в школьные учебники. И каждый гражданин должен ознакомиться с их творчеством в рамках обязательной программы. Понятно, что назначают «классиками» самых достойных, на ком лежит почетная миссия передать русский язык и культурные традиции от прежних поколений к новым. Поэтому ценз для новых классиков достаточно высок, это должен быть человек эпохи, как, например, Александр Солженицын. Но поскольку наша новая эпоха связана с переходом в информационные технологии, то новые классики, безусловно, будут из интернета. Все места классиков от бумажной литературы уже заняты.

Меняется ли отношение к сетевой литературе, воспринимают ли ее сегодня серьезнее, чем раньше?

Во всем мире идет процесс перехода в цифровую эру, бумажные тиражи стремительно падают, а электронные – растут. Причем в западных странах, которые опережают нас на несколько лет, электронные тиражи уже превысили бумажные. В прошлом году во всем мире победно прошагали мобильные операционные системы, позволяющие человеку всегда иметь при себе устройство, с которого можно читать тексты из интернета. Поэтому не воспринимать сетевую литературу уже нельзя. Другое дело, что в нашей стране мы, как всегда, немного опаздываем, и еще не все понимают суть произошедших изменений.

Меняется ли сама сетература – взрослеет ли, становится ли серьезнее?

Сетевая литература – это некий другой мир по отношению к «коммерческой» литературе. Она всегда была серьезной, просто ее нарочно не воспринимали из соображений конкуренции. Но теперь, как и блоги, явление приобрело такой масштаб, что не воспринимать уже нельзя. И каждый решает для себя, какое место занять в этом процессе: кто-то продолжает его отрицать, кто-то налаживает дипломатические отношения, а кто-то адаптируется и сам становится носителем новых ценностей.

Как вы считаете, может ли Интернет-литература заменить бумажную? Чисто из практических соображений, виртуальное издание книг могло бы сэкономить древесину. В конце концов, очень многие пользователи Интернета сегодня почти не покупают книг – предпочитают читать на компьютере или букридере.

Конечно, со временем значительная часть литературы перейдет в электронную форму, мировые тенденции свидетельствуют об этом совершенно однозначно. Книги не исчезнут полностью, как не исчез театр после прихода кинематографа, и не исчез кинематограф после прихода телевидения. Просто они займут свою нишу – сувенирную, подарочную. Преобразуется не только форма, но и содержание. Вместо нескольких авторов с миллионными тиражами, как при СССР, будут сотни тысяч авторов с небольшими тиражами электронных копий. Техническая революция расширит горизонты новой литературы, позволит поддерживать высокое культурное многообразие и запечатлеть интеллектуальный вклад каждого человека.